Башкирия: Карьеры и барьеры

22 июня 2016

22 июня 2016.

Конкуренты идут на всё, чтобы приостановить работу завода и полигона по переработке мусора под Салаватом.

Бывший глиняный карьер - идеальное место для размещения отходов. Фото автора

«Мусорная» тема становится всё более актуальной для республики. Особенно остро она обозначилась на юге. И дело вовсе не в том, что местные жители производят больше мусора, чем в остальных районах Башкирии, а в жесточайшей конкуренции между компаниями, занимающимися переработкой и захоронением отходов. И в своей борьбе они не гнушаются использовать самые грязные  приемы.

Идеальное место

Предприниматель Айнур Гайнуллин уже несколько лет занимается размещением и утилизацией отходов. Мурдашевский полигон - очень удачное место для этих целей. Объект создан на территории бывшего глиняного карьера («глиняный замок» полностью исключает попадание влаги) и занимает площадь 19 гектаров. Полигон находится недалеко от федеральной трассы, а до ближайшего жилого сектора  Салавата - более 8 километров.

- В 2008 году, когда мы начинали работы по проектированию  Мурдашевского карьера, рекультивация  с использованием отходов была обычной практикой, - говорит А. Гайнуллин. - Многие делали проекты именно под рекультивацию. Вот и наш объект размещения отходов получил название «Рекультивация Мурдашевского  карьера». Но в 2011 году данный вид рекультивации запретили. Мы изменили проект в соответствии с новыми требованиями законодательства, и в 2013 году объект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также лицензию Росприроднадзора РБ.

В прошлом году предприниматель решился на  расширение перечня отходов, включив в него обработанные отходы из жилищ граждан, получаемые после сортировки. Министерство природопользования и экологии РБ высказалось в пользу перепроектировки полигона с расширением перечня отходов. Тем более что салаватская городская  свалка  в ближайшее время  будет закрыта.

Мониторинг объекта ведется постоянно. Каждый месяц сюда приезжают специалисты Роспотребнадзора, Минэкологии, проверяют захоронения, отбирают пробы воздуха, почвы и воды из наблюдательных скважин.  Никаких претензий у них нет. Чего не скажешь об общественных экологах, которых, увы, трудно не упрекнуть в предвзятости.  К примеру, в результате их настойчивых требований была заморожена вторая очередь полигона ТКО (твердо коммунальных отходов) в Стерлитамаке, хотя в плане экологии она на порядок безопаснее, чем первая. Создается впечатление, что Союз экологов РБ решил оставить Стерлитамак без собственного полигона, а значит ТКО придется везти в соседние города, к другим переработчикам.  Одновременно предпринимаются любые действия, препятствующие расширению Мурдашевского карьера, где планируется складировать отходы из Салавата. За три весенних месяца компанию Гайнуллина - «НУР» проверили пять надзорных органов: прокуратура, полиция, Минэкологии РБ, Управление Росприроднадзора по РБ и тарифный комитет РБ. Ни одна из проверок существенных нарушений не выявила.

Сторонний фактор

29 апреля по поводу расширения Мурдашевского полигона состоялись общественные слушания. В день их проведения неизвестные «благотворители» организовали бесплатный автобус из Салавата в поселок Корнеевка. Помимо салаватцев активно завозили людей из Ишимбайского района. В результате на слушаниях случился казус. Группу людей, выдавших себя за жителей деревень Корнеевки и Ромадановки (близлежащие села от полигона), разоблачили сами корнеевцы и заставили с позором покинуть публичные слушания. Те, кто действительно живет рядом с карьером, против расширения не возражали - на их жизнь он практически не влияет, а вот «завозные» пытались бузить и возмущаться.

Сам Айнур Гайнуллин в шумихе вокруг полигона видит происки конкурентов. По его словам, им помешал не его объект, а компания, построившая современный мусороперерабатывающий завод в Салавате, который был запущен в июне. 

Дело в том, что у любого мусороперерабатывающего процесса остаются отходы, которые нельзя переработать, так называемые «хвосты». Вот их захоронением и решил заняться Гайнуллин. Понятно, что запретить открытие готового завода практически невозможно, а вот не дать хоронить «хвосты», а значит, и работать заводу, вполне реально. Не будет работать завод в Салавате - мусор повезут на аналогичное предприятие в Ишимбай, что скажется на экологической обстановке как в городе, так и в Ишимбайском районе. Правда, сам Айнур Ришатович сомневается в реальности подобного сценария.

- Как бы ни старались конкуренты, но завод в Салавате будет работать, а в Ишимбай из других городов никто мусор не повезет. И здесь дело даже не в стоимости или качестве услуг, а в наличии двух мостов на пути к  Ишимбайскому полигону. Про аварийный мост через Белую в Ишимбае знают все - вопрос с его ремонтом решается на уровне главы республики, но он не единственный. Есть ещё один мост, где тяжелым мусоровозам просто не проехать. К тому же увеличение расстояния при перевозках, неминуемо приведёт к многократному росту тарифа на вывоз мусора для салаватцев. И для меня, прожившего  большую часть жизни в Салавате, такой вариант развития событий неприемлем, - рассуждает он.

Удар по всем направлениям

Нездоровая конкуренция отразилась на членах семьи предпринимателя.

Несколько анонимных жалоб на его жену были направлены в природоохранную прокуратуру и Министерство природопользования и экологии РБ. В них указано, что она, являясь сотрудницей Стерлитамакского территориального управления министерства, рекомендовала  местным компаниям работать с фирмой мужа. Правда, в жалобах не упоминалось, что женщина  курирует Аургазинский район, а предприниматель ведёт свою деятельность на территории Салавата и Мелеузовского района. Умолчали и тот факт, что никакой коммерческой выгоды от этих «советов» он не получил. А подобные рекомендации давались только потому, что единственной фирмой в регионе, имеющей лицензию и зарегистрированной в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), на тот момент (2014 -2015 годы) была только «НУР». Сотрудничество с другими  полигонами,  не входящими в ГРОРО и не имеющими лицензию, повлекло бы нарушение федерального закона. Несмотря на всю абсурдность обвинений, супруге Айнура Ришатовича пришлось написать заявление об увольнении.

Подобный прессинг может сломать любого, но Айнур Гайнуллин  умеет держать удар. Он уверен: Салавату жизненно необходимы современный экологически безопасный полигон  и завод по переработке отходов,  и в конечном итоге здравый смысл возобладает над любыми провокациями.

Эмиль ШАЯХМЕТОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
ЕИРЦ РБ напоминает о необходимости оплаты за коммунальные услуги в период дачного и отпускного сезона
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым