Башкирия: космонавт Владмир Коваленок не хотел ехать в нашу колонию

7 апреля 2016

7 апреля 2016.

В преддверии Дня космонавтики уфимскую колонию  ИК-9 посетил президент Федерации космонавтики России летчик-космонавт, на счету которого три полета в космос, дважды герой Советского Союза генерал-полковник авиации Владимир Коваленок, сообщили в пресс-службе УФСИН по РБ.  

- Скажу откровенно, я не хотел ехать к вам. Но потом позвонил Алексею Архиповичу Леонову. Он говорит: «Ничего особенного.  Я был в колониях в Кемеровской области, Пермском крае, встречался с осужденными и после этого мне пришли два письма от осужденных, которые после встречи «завязали» со своей деятельностью. Надеюсь, и после нашей встречи кто-нибудь из вас «завяжет». Согласны? – начал свое выступление знаменитый космонавт.

Истории, которыми поделился Владимир Коваленок, имели прямое отношение к поставленной им задаче. Не случайно начал он с рассказа о нарушении правил.

Космическое хулиганство

- Приведу пример своего хулиганства, довольно-таки серьезного научного преступления. Однажды вместе с космонавтами Валерием Кубасовым и Борисом Волыновым мы выступали в одной из крымских школ. И маленькая девочка, ученица 4-го класса, задала вопрос: «Дяди космонавты, а как горит в невесомости спичка?». И тишина. Валерий Кубасов встает и говорит: «Не знаем. Никто не зажигал». Девочка прямо светилась от счастья - посадила в лужу. Эту историю мы рассказали коллегам. И вот Олег Макаров взял спички в космос, но зажечь не решился. А когда на станцию «Салют» прибыли мы с Александром Иванченковым в первый же день при  расконсервации нашли этот коробок. Посмотрели друг на друга: согласны. К эксперименту готовились по науке: запустили пылесос обратной стороной, продули пространство между приборами, чтобы не было закислораживания воздушной зоны. Единственная ошибка – видеокамеру не включили. Зажгли. Спичка действительно горела не так, как на Земле, сначала пламя было как шар, затем, как мыльный пузырь. Дошло до пальца. Потушили. Но перед тем как зажечь, я сказал: «Саша, ежели рванет, ни одна госкомиссия не узнает, что произошло, потому что никто не догадается, что мы способны на такую дурь».

А девочку эту мы нашли спустя десятилетия. Я уже  президентом федерации космонавтики стал. Она работала учительницей, мать троих детей. Мы пригласили ее на встречу. И каково было ее удивление, когда я рассказал, как мы эту спичку зажгли.

 Никогда не мсти

– Я родился в 1942 году. Детство пришлось на послевоенные голодные  годы. Проходящая через деревню кавалерийская бригада оставила 6 лошадей. До сих пор помню их клички. Это было спасение. Мать болела. В шесть лет на мои плечи легло хозяйство деревенского дома. Самыми голодными стали 1947 и 1948 годы. Осоку собирал - руки в кровь обрезала. Ее сушили, толкли, делали лепешки. Однажды, когда нес пучок ржи, чтобы накормить младшего братишку, меня прямо перед домом поймал и избил председатель колхоза. Кричал, что я вор.

А дома полная бутылка бензина стояла. Мне ее тракторист дал для керосиновой лампы. Я решил отомстить, сказал, что сожгу дом председателя. А бабушка мне ответила:

- Не мсти. Никогда не мсти.

- Почему?

- Бог отмстит.

И действительно. Через какое-то время председатель попался на хищении картофеля. Ущерб измерялся тоннами. Отсидел 10 лет.

«Лётчицкая шапка»

В деревне меня прозвали «Летчик». Дело в том, что в начале войны поблизости от деревни сбили несколько наших самолетов, кажется, пять. Мы после войны ходили и раскапывали. Находили документы, сдавали в сельсовет. А я откопал шлемофон и никуда не отдал, присвоил себе – «летчицкая шапка». Я и спал в ней и дрался с пацанами в ней. За пролетающими над деревней самолетами бежал, кричал: «Возьмите меня с собой, у меня есть летчицкая шапка». И все: на всю жизнь стал «летчикоми».

Когда я учился в 8 классе, запустили первый спутник. Учитель астрономии Николай Прокофьевич вывел наш класс на улицу. Тогда по радио передавали, над какими территориями он будет пролетать. Сейчас, как специалист, понимаю, что мы видели не сам спутник размером с футбольный мяч, а третью ступень ракеты. Я сказал:

- Полетят.

Николай Прокофьевич спросил:

- Что ты имеешь в виду?

Меня эти слова задели, и я запальчиво ответил:

- Люди полетят! И я полечу!

Михаил БАСТОЕВ


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым
Преподаванием башкирского языка заинтересовалась прокуратура