Башкирия: Какие темы и фильмы сегодня востребованы у зрителей?

1 марта 2024

Вопреки прогнозам скептиков, российская киноиндустрия в условиях санкций не умерла, а вполне себе работает и собирает залы. Каким видится будущее российского кино? Какое место занимают в нём башкирские фильмы? Сериалы – это искусство или ремесло? На эти и другие вопросы ответил уфимский киновед Владимир Жерехов.

Владимир Жерехов освоил немало «кинематографических» профессий. Фото из личного архива

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КИНОИНДУСТРИИ

- Владимир Геннадьевич, как вы, историк по образованию, оказались во ВГИКе? Что подтолкнуло к смене профессии?

- С детства я, можно сказать, жил этой мечтой. ВГИК был для меня чем-то недосягаемым, сразу после школы я не решился туда пойти. Но моя сестра, которая младше меня на 10 лет, и с которой я делился своими впечатлениями о кино, после окончания 10-го класса сразу поступила во ВГИК на киноведческий. Я в это время уже работал педагогом. Думаю: сестра поступила, но я-то больше её знаю! Махнул за ней следом и поступил!

К тому времени я успел 5 лет поработать на киностудии «Башкортостан» режиссёром и сценаристом. Раз в три месяца выходил со своим 10-минутным проектом. Потом был режиссёром на кабельном телевидении «Кристалл», выпускал программы. Но, чтобы поступать на режиссуру, надо было иметь какие-то работы, а они появились у меня позже. К моменту поступления писал рецензии кое-какие, на этом всё.

- Почти два года страна живет в условиях санкций, которые коснулись и кино. Нас лишили мировых премьер. Справился ли прокат с этими вызовами?

- Россия отчасти от этого выиграла, потому что до недавнего времени в кинотеатрах преобладал Голливуд, а отечественные картины имели небольшие возможности прорваться к зрителю. Но сейчас российских фильмов предостаточно. Другое дело - их качество. А оно разное. Да и кинотеатр сегодня - не единственное место, где зритель смотрит фильмы. Всегда есть интернет. Правда, мы привыкли смотреть фильмы дублированные. А через дубляж у нас проходит лишь определённое число фильмов.   им. иЕсли согласиться на субтитры, возможностей познакомиться с иностранными картинами будет гораздо больше.

У нашей киноиндустрии огромные возможности. Схема: Голливуд снял какой-то бомбический триллер, и мы его обязательно посмотрели - со временем уйдет. Появится другое восприятие кино, оно больше будет идти от личности человека. Например, если я больше интересуюсь психологией, естественно, буду смотреть не только художественные, но и документальные фильмы, и даже любительские, потому что мне будет нужен охват этой темы. А если я иду в кино только для развлечения, у Голливуда в этом плане тоже есть хорошие соперники.

ПРИБЛИЗИЛИСЬ  К МЭТРАМ

- То есть, мы вполне можем обойтись без Европы и Запада, снимать фильмы, не уступая по технологиям, сценариям и спецэффектам?

 - Тут другая проблема. Российское кино отмечено достаточно серьёзным влиянием идеологии. С одной стороны, это, конечно, плюс. Недавно Союз кинематографистов получил стипендию за проведение патриотических лекций в школах. Идеология нужна, но насколько возможно будет идти по пути свободного изложения своих мнений? От этого зависит развитие сценариев. Что касается режиссуры, с одной стороны, она зависит от киношкол, с другой - от личности. Например, уфимский режиссёр Роман Каримов снял фильм «Неадекватные люди». Когда я был председателем кинофестиваля в Уфе, отодвинул этот фильм на 2-е место, поскольку там звучал мат. И объяснил жюри, что неприемлемо давать 1-е место за картину, где звучит нецензурная лексика. Но то, что Роман - личность, я заметил сразу, потому что он ярко противостоял обычному, традиционному мышлению. Когда мы работали с ним над сценарием, там были строчки «...отрубленной головой играет в футбол». Я спрашиваю: как это возможно? Он ответил: это же треш, круто! Но в итоге «Неадекватные люди» вышли в виде простой и актуальной истории про то, как человек солидного возраста влюбляется в выпускницу школы. Проблема поколений. И треш там был в фоне, в диалоге, в других вещах. Роману пришлось перестроиться, чтобы быть понятным зрителю. Идти по пути отрубленной головы – ничего не добиться!

На днях присутствовал в «Родине» на очередном показе нового фильма и заметил, что новые темы наши кинематографисты ищут пока очень робко, о «наболевшем» говорить боятся, используя классические темы типа проблема отцов и детей, неразделенная любовь и т. д.

- А как же сериалы? Недавно все обсуждали «Слово пацана», там же запрещёнка есть…

- Не могу ничего сказать по поводу этого сериала, не смотрел. Он нашумевший, но, видимо, в тех кругах, где интересуются молодёжной темой или историями о насилии 80-90-х годов. Едва ли этот сериал настолько значим как художественное произведение, чтобы поднимать вокруг него столько шума! Почему вокруг сокуровской «Сказки» нет споров и драк «стенка на стенку»? Там же мощная проблема заложена. А вокруг рядового сериала хороводы водят.

- А какое место занимает киноиндустрия Башкирии? Мы приблизились к мэтрам?

- Кино Башкортостана за последнее время заметно изменилось, появился, на мой взгляд, трудный комедийный жанр! Историческая тема, мультипликация хорошо развиваются. Наш кинематограф, безусловно, на подъёме! Мы не можем соревноваться со студией Pixar с её производственными мощностями. Но что касается авторского кино, у нас отличные традиции. Великолепна мультипликация Рима Шарафутдинова! Появилась Анна Мальгинова, придумавшая «Смешарики» и закрепившаяся в российской мультипликации. Её поддерживают не только в республике, но и на федеральном уровне.

РАЗВЛЕКАТЬ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ?

- Вы организовали в Уфе киноклубы «Синематека» и «Арт-кино». Такая форма была популярна в 80-90-е. Но зачем люди идут на эти встречи в век интернета и онлайн-чатов?

- «Синематека» - это нечто новое, вызвавшее активный отклик у зрителя, сюда на сеанс не достать билета! Люди сидят и на приставных стульях, пуфиках, а кто-то и за дверью остаётся. Современное кино - это поток, где всегда есть риск нарваться на пустышку. «Синематека» же продвигает мировые шедевры и классику (ретропоказ), заседания проходят в виде творческих встреч. Перед началом сеанса я знакомлю с модными направлениями разных годов, готовлю зрителя к восприятию фильма. После люди буквально забрасывают меня вопросами, им интересны подробности. Например, показывали «Гибель Богов» Висконти, в котором присутствует обширнейшая палитра тем, раскрывающая суть фашизма. Там история от промышленников династии Круппов, поставлявших оружие и в первую, и во вторую мировые войны до хитрых приспособленцев, поймавших волну. Внешне приятные, культурные люди, а завтра возьмут автомат и пойдут расстреливать, чтобы соответствовать тренду! Зритель ценит мощную человеческую глубину повествования и созвучие сюжета реальным событиям!

В «Арт-кино», который расположился в музее Нестерова, показываем современность и премьеры, это такой традиционный клуб. И, что удивительно, более дискуссионный. Там есть такие заводилы, которые в процессе обсуждения могут развернуть всех совсем в другую сторону!

- Кто эти завсегдатаи - домохозяйки, пенсионеры? Трудно представить молодёжь, дискутирующую на ретротемы...

- В «Арт-кино» больше людей среднего возраста и старше. Это и понятно: молодежь может всё посмотреть в кинотеатрах с попкорном. С «Синематекой» вышло интересно: началась она со зрителя старшего возраста, пришедшего на любимые фильмы молодости. Сейчас приходит и молодёжь, но в целом представлены все возрасты.

И ещё один момент. Я сотрудничаю с благотворительным фондом имени Засова, который занимается производством фильмов с участием людей с ограниченными возможностями. Однажды мы организовали сплав, где из 18 участников половина были люди с ограниченными возможностями. Они стали главными героями фильма «Наши вершины», где рассказ о том походе-сплаве перемежался с историями их судеб. Фильм получил гран-при на фестивале «Юшут» в Казани. И теперь в «Арт-кино» действует бесплатный вход для инвалидов. И они нас посещают!

- Работаете только с художественными фильмами? Сами ведь снимали и документальное кино…

- Документалистика не вызывает пока такого мощного отклика, хотя иногда она даже более достойна, есть настоящие шедевры! Когда в прошлом году в Уфе прошёл кинофестиваль «Свой путь», я договорился с авторами о показе этих картин в нашем клубе. Там было много замечательной документалистики! Как правило, в таких фильмах упор делается на правду жизни, которая после просмотра не забудется. И чтобы снять такое, надо самому испытать мощные эмоции. В Уфе тоже достаточно режиссёров, работающих в этом жанре, но они пока мало раскручены.

- У вас есть любимые фильмы? На что или на кого ориентируетесь при выборе картин для показа?

- Правильнее говорить не о любимых фильмах, а о тех, которые за последнее время произвели на меня впечатление. Это, конечно, ирландский «Банши Инишерина» - очень глубокий и мудрый фильм! Замечательная комедия «Париж. Всё включено». Из российского среди любимых - «Фауст» Сокурова и «Левиафан» Звягинцева.

- В чём сегодня заключается миссия кино: развлекать или воспитывать?

-  Мы с режиссёром Булатом Юсуповым проводили фестивали социального кино «Кинозрение». Я заметил тогда, как меняется молодёжь, когда рассказывает не о своей первой любви, а именно о социальных проблемах. Конечно, кино - это построение какого-то нового мира. Но больших успехов достигают, на мой взгляд, картины, приближённые к реальности. На одном из показов в нашем клубе был фильм «Капернаум», который снимался на Ближнем Востоке. Он о том, как 8-летний мальчик оказался ответственным за 2-летнего малыша, только-только научившегося ходить. И на фоне этой трогательной истории развернуты реальные проблемы страны! Люди после сеанса долго не расходились, обсуждали, спорили. То есть кино социальной заострённости сейчас очень важно, оно набирает обороты. И в будущем, мне кажется, именно такое кино будет востребованным. Оно должно изменить мир.

Но пока наши кинотеатры нацелены на коммерцию и предлагают в основном зрелище. Публика идет в кино развлекаться. 

ДОСЬЕ

Владимир Жерехов.

Родился в 1949 г. в Уфе. Окончил истфак БГУ и киноведческий факультет ВГИК. Работал режиссёром на КТВ «Кристалл», сценаристом и режиссёром документального кино на киностудии «Башкортостан». Преподавал в Уфимской академии искусств им. З.Исмагилова. Член Союза кинематографистов России.

Анна ГОЛОВИНА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу