Башкирия: Театральный фестиваль вызвал споры среди режиссёров и критиков

4 октября 2017

4 октября 2017.

В сентябре в Уфе прошёл VI фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык». Все гости отметили высокий уровень организации мероприятия, но многие высказали мнение, что фестиваль нуждается в смене формата.


На спектаклях фестиваля всегда аншлаг. Фото bashinform.ru

Всего жюри просмотрело 13 спектаклей десяти театральных коллективов и регионов России и стран СНГ. Главные награды достались хозяевам: обладателем гран-при стала «Антигона» Башкирского театра им. Гафури, поставленная главным режиссёром Татарского театра им. Г. Камала Фаридом Бикчантаевым.

Исполнители главных ролей Олег Ханов и Лилия Галина получили призы за лучшую мужскую и женскую роль, Ильдар Саитов – за роль второго плана. Призовую юрту за лучшую режиссуру вручили Фариду Бикчантаеву за спектакль «Дон Жуан» театра им. Камала.

Фестиваль и его итоги вызвали неоднозначные отзывы.

Театральный критик, зав.литературно-драматической частью театра им. Г. Камала Нияз Игламов:

- Команда во главе с Олегом Хановым доказала свою состоятельность, компетентность и искреннюю вовлечённость в процесс. Но надо отметить и недостатки, которые могут сковывать движение фестиваля и снижать его репутационный рейтинг. Во-первых, если б составлением программы занимался отдельный компетентный человек или команда, наряду с сильными постановками не пришлось бы обсуждать откровенно слабые. Во-вторых,  почти каждый вечер спектакли игрались параллельно на двух площадках, и жюри физически не могло просмотреть всё. И, наконец, в-третьих: нельзя ограничивать участие башкирских коллективов одним театром, особенно если есть яркие работы: и «Калигула», и «Земляки» оказались сильнее иных конкурсных спектаклей. Ну и, на мой субъективный взгляд, само понятие «гран-при» исключает необходимость поощрения спектакля в других номинациях - это нонсенс, бьющий по репутации. Роль Олега Ханова в «Антигоне» - блестящая, мощная работа. Логично и справедливо, что жюри признало Креона лучшей мужской ролью. Но когда ещё две юрты остаются «в семье», это вызывает недоумение: на фестивале было немало серьёзных актерских работ. В остальных номинациях решение жюри было предельно политкорректным, а поэтому предсказуемым. И ещё: компанию театральных мэтров неплохо было бы «разбавить» одним-двумя молодыми и дерзкими художниками. Хотелось бы, чтобы искусство театра хоть иногда судили не только аксакалы.

Театральный критик Александр Вислов, Москва:

- В программе были спектакли, которые сделали бы честь любому европейскому фестивалю, в том числе «Золотой маске». Но были спектакли, чей уровень, к сожалению, пока не достоин такого серьёзного и представительного форума, как «Туганлык». В то время как в странах-участницах есть более качественные образцы. Хотелось бы, чтобы организаторы строже подходили к отбору, а не превращали фестиваль в праздник дружбы народов.

Режиссёр Искандер Сакаев, Санкт-Петербург:

-  Не понимаю, зачем нужны два фестиваля тюркоязычных театров? Даже на «Науруз» в Казани, более высокий по статусу, не могут наскрести и пяти приличных спектаклей. И там раз за разом обнаруживается выморочность самого понятия «тюркоязычный театр». В Уфе фестиваль нуждается в концепции развития и художественной задаче.

Художественный руководитель Оренбургского драматического театра им. М. Горького, засл. деятель искусств России Рифкат Исрафилов:

- «Туганлык» - родоначальник фестивального движения в регионах, давший качественный толчок развитию национальных театров. «Науруз» - не аналог «Туганлыка», это театрально-образовательный форум, они органично дополняют друг друга. Что до объективности судейства, в жюри и коллегию критиков входили настоящие профи, поэтому сомневаться в том, что главные награды получили лучшие, не приходится. «Антигона» - самое достойное из представленного на фестивале в Уфе.

Актёр, директор Национального молодёжного театра им. М. Карима Азат Зиганшин:

– Смущает, что фестиваль, который проводится на деньги республики, имеет право выставлять на конкурс лишь один спектакль башкирского театра. «Калигула» – сильный спектакль, он вызвал огромный резонанс у публики, было много публикаций в СМИ, обсуждений в соцсетях. Почему организаторы не могут поменять положение о фестивале? Почему у себя дома  мы не можем достойно показать достижения наших театров?

Ольга ВЕТРОВА

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу