Верхом на «Тени»

27 июля 2010
Мототурист из Уфы за три с половиной недели намотал на колеса своего байка 20 тысяч километров. Добрался до южных берегов России, а оттуда мотанул на Север, до границы с Норвегией. Такой у него стиль жизни – проводить отпуск в дальних путешествиях.


Елена ЛУКЬЯНОВА

Не то чтобы байкер

У 33-летнего Михаила Соколова две тени. Первая – обычная, как у всех нас. Вторая японская - мотоцикл Honda Shadow-750 (то есть «Хонда-Тень» с движком в 750 «кубиков»). Оседлав в начале июня железную «Тень», он отправился к Черному морю. Побывав в Ростове-на-Дону, Астрахани, на Украине, в Белоруссии, через Москву зарулил на берег Балтики, в Петербург. Оттуда направился в Карелию, а затем в Мурманск. Пощекотав ноги в прохладной воде Баренцева моря, повернул домой.

Встретишь его в пути – самый реальный байкер: шлем, кожанка, мотоботы. Ан нет, он просто романтик дальних дорог: 

- Байкерство - это стиль жизни, а мототуризм – хобби. У меня на первом месте семья. Групповые выезды, упор на атрибутику – не совсем мое.

При этом Михаил относится к байкерам как к родственным душам, часто бывая в байк-клубе, что в гараже на улице Кирова. Дань увлечению - татуировка на левой руке в виде гаечного ключа, что означает: «Знаю толк в механике». Рабочих мест у него два - летом трудится в автосервисе, зимой водит трамвай. И заочно учится в педуниверситете на психолога. Зачем технарю психология?

- Да просто хочу лучше разбираться в людях, - объясняет «родственник байкеров».

Будет что дочке рассказать

Ощутив однажды на губах вкус ветра странствий, Михаил уже не мыслит жизни без путешествий:

- Любимое место – берег моря. Как представлю закрытый водой горизонт и шелест волн, аж дух захватывает… Кстати, дороги России – не такая уж беда, порой встречается идеальный асфальт.

В этом путешествии он опять нащелкал сотни снимков и вобрал миллион впечатлений – будет что показать и рассказать подрастающей дочке. Бескрайние виноградные плантации Ростова-на-Дону и клубничные поля Белоруссии, приморские террариумы и дельфинарии, огромные карельские сосны, мурманские белые ночи, когда полночь не отличишь от полудня… В Белоруссии и Карелии на трассе можно видеть необычный дорожный знак – «Осторожно, лягушки!»: в период миграции массы земноводных пересекают дорогу, наскочишь на скорости – вылетишь в кювет.

В Шахтинск (Краснодарский край) Михаил приехал в День шахтера и оказался гостем местных мототуристов, устроивших концерт и разные мотоконкурсы: скоростные заезды, бросание мотоциклетного колеса, толкание бочки передним колесом и даже… газование на месте (у кого самый басовый мотор?). Гость из Башкирии получил грамоту «Самый дальний ездок» и толкнул со сцены речь в поддержку мотодвижения в России.

Под Минском он попал на войну. На территории музея «Линия Сталина» проходила историческая реконструкция боев, бушевавших в этих местах летом 1941-го. «Фашисты» шли в атаку на безымянную высоту, «наши» яростно отбивались. Форма и техника соответствовали эпохе, только патроны были холостыми.

На пути в Мурманск Михаил заехал… в Лапландию. Вообще-то так называется земля севернее Финляндии, но есть, оказывается, местечко с этим названием и в России. А там – кто бы мог подумать! - страусиная ферма. Люди и огромные птицы, разделенные двухметровой сеткой, с изумлением разглядывают друг друга. Тут же продают по 200 рублей яйца размером в два кулака каждое. Купив одно, Михаил отправился в придорожное кафе. Там просьбе поджарить глазунью ничуть не удивились, видимо, это обычное дело. Узнав, откуда прикатил клиент, не взяли за готовку ни копейки. 

Привал!

Путешествие в 20 000 километров обошлось в 30 000 рублей, то есть каждый километр стоил примерно полтора рубля. Чуть больше 20 «штук» проглотил бензобак, остальное в основном ушло на еду.

Чтобы не «закемарить» во время движения, нужны регулярная зарядка ногам и рукам, нормальный сон и как минимум трехразовое питание. Летом в дороге можно недорого купить фрукты и овощи. В Белоруссии, например, за килограмм клубники возьмут всего 35 наших рублей, на югах кило винограда отдадут за 20 рублей, а в Петербурге ананас обойдется в «полтинник». Самый дешевый шашлык в придорожном кафе он купил в Астрахани (80 рублей), самый дорогой – в Питере (400).

При первых признаках усталости надо останавливаться для отдыха, советует Михаил. Вариантов ночевки - три.

Первый по простоте и последний по доступности для Михаила – придорожная гостиница. Номер обойдется в среднем от 500 до 2000 рублей, а вблизи города и того больше. Зато иногда в счет входит завтрак.

Вариант номер два – остановиться в доме (или гараже) знакомого мотобродяги. Каждое новое путешествие множит число таких друзей:

- В Ростове ребята знают меня давно, встречают за 100 км до города, приезжаешь – а там уже еда, баня, теплая кровать!

Часто такой заезд становится продолжением путешествия. В Нижнем Новгороде друзья посоветовали Михаилу полюбоваться местным водопадом.

Можно даже просто встать на городской площади – минут через 10 – 20 к тебе подрулит местный байкер и поведет на ночлег. Друзья в этой среде приобретаются быстро. Вскоре уфимские байкеры всем клубом собираются встречать питерскую мототуристку, с которой Михаил познакомился в позапрошлом году.

Ну, и самый простой способ ночевки – на свежем воздухе в палатке. Не помешают меры предосторожности:

- Лучше, чтобы никто не видел и не слышал, как ты заезжаешь в лес на ночлег. Надо осмотреть территорию - хорошо, если между деревьев нет дорог и протоптанных тропинок. В палатке спать не холодно, если есть водонепроницаемый спальный мешок и одежда с шерстяной подстежкой. Это у нас тут жара, а мне достались и заморозки, и ливни. 

Сам себе навигатор

Если вас заинтересовал такой способ проведения отпуска, то перед дальней дорогой Михаил советует устроить мотоциклу полный техосмотр. Обязательно надо прихватить запасные камеры. У границы между Татарией и Чувашией Honda Shadow поймала задним колесом гвоздь. Проезжавший мимо мотоциклист остановился (а вы уже знаете, что байкеры своих не бросают) и, узнав в чем дело, позвонил в местный байк-клуб. Через полчаса приехали трое ребят, погрузили «Тень» в фургончик и доставили в свой гараж, где Михаил смог снять колесо. В местном шиномонтаже покрышку тут же залатали. Вся беда обошлась в сотню рублей.

Поскольку вы едете разглядывать достопримечательности разных городов, нужна смена приличной одежды на выход. Мыло-паста-зубная щетка, носки-трусы на каждый день. Еще запасные емкости с бензином (хотя бы литров пять) и инструменты. Поклажи с учетом палатки и теплой одежды набирается немало. Чтобы уместить все, приходится навьючивать на мотоцикл дорожные кофры.

Аптечка по правилам для мотоциклистов не обязательна, но без нее ехать нельзя: в дороге может случиться всякое. В Мурманской области Соколов заметил стоявшего на обочине мотоциклиста. Остановился. Оказалось, ДТП. Ехали два туриста-итальянца, одного сбил джип: водитель не рассчитал при обгоне габарита огромной машины. Отделался итальянец сравнительно легко - переломом руки и растяжением связок. Помогли дуги безопасности, шлем, специальная одежда с титановыми вставками и мотоботы высотой до колена.

- Соблюдайте правила дорожного движения! – призывает Михаил. – Я не лихачил – и меня за все путешествия ни разу не остановили гаишники. На пограничном пункте Украины инспектор поинтересовался целью моего приезда, в Белоруссии просто проводили взглядом. Интересно, что в Карелии, Белоруссии и на Украине некоторые знаки расположены по левую сторону трассы или подвешены над дорогой. Попадается и непривычная разметка.

Связь с семьей держать обязательно. Михаил звонит, покупая местные сим-карты и оставляет родным данные тех, к кому едет. На всякий случай дублирует на бумаге номера телефонов, занесенные в мобильник. В паспорте у него всегда лежит листок с телефонными номерами членов семьи.

В путешествии он использует атлас дорог, топографические карты и компас. А вот современные JPS-навигаторы ему не по нраву:

- Слишком предсказуемо… Убивает всю романтику! 

Началось всё с «Верховины»

С детства он увлекался спелеологией (излазил все пещеры Башкирии), скалолазанием, водным, пешим и велосипедным туризмом. Это все влияние отцу и сестры – они совмещают спелеологию и педагогику. А мама-библиотекарь привила любовь к книгам.

В 17 лет он получил царский подарок - мопед «Верховина» (правда, в разобранном виде). Потом были мотоциклы «Иж», «Ява», «Урал», «Днепр», «БМВ» 1943 года (этот раритет он уступил любителю, помешанному на ретротехнике). На нынешнюю «Хонду» 2000 года Михаил копил два года, да еще брал кредит.

Сначала путешествовал по Башкирии, затем наведался в Чувашию и Мордовию, а там махнул на Кавказ. С тех пор изъездил почти всю Россию, побывав на шести морях. Теперь мечтает посмотреть Аральское и Японское - получится от «А» до «Я».

У жены Михаила Наташи тоже есть мотоцикл, в позапрошлом году вместе сгоняли в Санкт-Петербург. Их дочке уже шесть месяцев.

- Скоро будем ездить всей семьей, - мечтает путешественник. – Первым делом на Байкал, потом в Берлин, и дальше – в кругосветное путешествие.

Башкирское региональное приложение к газете «Труд-7», №29, 2010


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым