Судьба бомжа в Башкирии: чтобы попасть в приют, надо вылечиться. Чтобы вылечиться, надо попасть в приют…

23 марта 2012

23 марта 2012.

Тусклый свет в подъезде общежития на улице Бабушкина освещает фигуру бородатого мужчины. Справа – грохочущий лифт, слева – облезлая стена. На подоконнике ужин – мутный бульон в банке. Схватить её обмороженными пальцами с первого раза не удаётся. В карманах пусто, идти некуда. Хорошо хоть отсюда не гонят…


55-летний салаватец Алексей Зараменский (на снимке) пришёл в Уфу пешком из Татарии. Вело его совсем не желание установить рекорд.

- Решил под старость лет поехать на калым, - рассказывает Алексей. – Работодатель по имени Арам искал каменщика, обещал 10 рублей за кирпич. Думаю, куба два в день осилю - 800 рублей. Работал токарем на заводе «Кардан», там и 4000 в месяц  не заработаешь. Привезли в село Актаныш в Татарии. Разместили в доме, где жили ещё шесть рабочих. С апреля по октябрь прошлого года мы с нуля выложили три фермы. Нас кормили, но денег не платили - обещали после сдачи объектов. И этот день настал. Бригадир собрал паспорта - для заполнения ведомости. Нам накрыли стол. А с утра от работодателя и след простыл. Пошли в сельсовет, там на нас глаза выпучили. Деваться некуда, все разошлись кто куда…

Зараменский добрался до Уфы. Бродяжничество привело к обморожению пальцев рук и ног. Узнав, что на Колгуевской находится республиканский соцприёмник, пошёл туда. «Мест нет», - сообщили ему и отправили в больницу.

– Месяц в палате, потом опять на улицу, - продолжает Алексей. - На Колгуевской сказали прийти после окончания ремонта. Я каждый день туда наведываюсь - получаю разовый паёк. Подрабатывал некоторое время грузчиком на складе металла, там же ночевал. Сейчас его закрыли. В Салавате меня с прописки сняли. Там остались сожительница Анжела и трое детей. Жили все вместе 12 лет. Без денег, в таком виде стыдно ехать домой. Получу здесь паспорт, подзаработаю и вернусь. Я уже начал восстанавливать документы – сфотографировался, сдал анализы… Однако надо заплатить госпошлину 500 рублей, пока мне это не по силам. За ночлегом обращался в различные соцслужбы, везде гонят. Сейчас мой родной дом – девятый этаж подъезда. В одной из комнат живёт Радик, который мне помогает. А вот и он…

Радик Загидуллин – рослый худощавый мужчина признал, что взял под опеку бездомного:

- Я запретил местным его трогать. Чаю налью, ужином накормлю… И сейф ему выделил (открывает небольшой старый холодильник, где лежат иконы и потрепанные книги). Алексей у нас с лета. Раньше в кустах жил...

Мы решили помочь бездомному Зараменскому и принялись обзванивать «начальников по милосердию».

- Мы берём только пенсионеров и инвалидов, - звонким голосом сообщила директор комплексного центра социального обслуживания населения Кировского района «Изгелек» Такзима ГАБДУЛВАЛЕЕВА. - Если восстановить документы, присвоить инвалидность, в интернат пристроить возможно. Зараменскому лучше вернуться в Салават. Нет денег на проезд? В Минсоцзащиты помогут. А вообще, добрые люди всегда найдутся, посадят в автобус. Мы сами тратим немало личных средств на помощь нуждающимся.

- На наши 39 коек слишком много желающих, - рассудительно начала завотделом социальной адаптации Республиканского комплексного социального центра Зульфия МУХАМЕТЗЯНОВА. - Всех подряд с улицы не берём. Есть положение о противопоказаниях - инфекционные заболевания, туберкулёз, невозможность самообслуживания... Чтобы к нам устроиться, нужна справка о прохождении всех анализов. А дальше мы помогаем восстановить паспорт – для этого необходимо заполнить документы, принести фото, заплатить госпошлину 500 рублей… Зараменский приходит именно тогда, когда мест нет. Узнавать об их наличии нужно постоянно - мы не можем искать его по улицам. Он пока на очереди. Тем более некоторые сданные им анализы уже устарели. У него была ампутация, сейчас беспокоят открытые гнойные раны на ногах. С ними его принимать нельзя. А больницы его не берут из-за отсутствия документов. Да. у каждого ведомства есть бюджет и ограничения. Если больницы не берут, мы сделать ничего не можем. Служб, которые принимают всех бродяг, нет. Если бы у Зараменского не было обморожения рук и ног, я бы сказала: «Иди работай!» В данном положении буду ходатайствовать о выдаче документов, даже при отсутствии свободных мест.

И действительно, через два дня после нашего разговора Алексея устроили и начали оформлять паспорт. Правда, на следующее утро бедолагу увезли на скорой в больницу с подозрением на пневмонию. Но нам пообещали, что место ему забронировано.

Итак, чтобы попасть в приют, надо вылечиться. А чтобы попасть в больницу надо выправить документы. А для этого надо попасть в приют…

Спасибо Зульфие Мухаметзяновой, - в данном случае бомжа пристроили. Но это исключение из правил.

Мы обратились к чиновникам с вопросом: как порвать этот порочный круг, обрекающий бездомных на мучения и гибель на улице. Насколько конкретны их ответы, судите сами.

Заведующий отделом по обеспечению деятельности комитета по социальной политике и здравоохранению Салават ДИЛЬМУХАМЕТОВ:

- Вопрос затрагивает, прежде всего, деятельность органов исполнительной власти. На законодательном уровне основы поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определены законом РБ «О социальном обслуживании населения в РБ», постановлениями правительства республики №139, №184, №88… Материальная помощь оказывается отделами Министерства труда и соцзащиты населения РБ, государственными и муниципальными комплексными центрами социального обслуживания. Так, в Уфе пожилым и бездомным оказывают помощь в каждом районе. В настоящее время в Госсобрании ведётся работа над законопроектом, регулирующим вопросы развития благотворительной деятельности. А в целом поддержка бездомных должна быть вкупе с предоставлением возможности человеку встать на ноги, ориентировать на самообеспечение и самостоятельность в решении жизненных проблем.

Директор Республиканского комплексного социального центра по оказанию помощи лицам БОМЖ Рустем ГАЗИЕВ:

- Это проблема глобального характера. Мы держим её на пульсе. В Башкирии на сегодняшний день три приёмника республиканского значения (наш, в Стерлитамаке и Мелеузе) и два муниципального (в Шакше и Дёме). В перспективе планируется открытие новых центров и усовершенствование старых…

Полностью текст публикации – в №12 бумажной версии регионального приложения к газете «Аргументы и факты».

Елена ЛУКЬЯНОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Бывший преподаватель построил в Уфе уникальный храм
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым