Хирург из Башкирии Венер Сахаутдинов: «В медуниверситет не должны попадать случайные люди»

3 июня 2013

3 июня 2013.

Известный в республике хирург, профессор, в прошлом – депутат Госсобрания РБ и автор многих громких законопроектов Венер Сахаутдинов рассказал «АиФ-Башкортостан», почему народ должен кормить врачей и почему он никогда не пойдет лечиться к молодым медикам.

Миллионом не заманишь

- Венер Газизович, много шуму наделала озвученная недавно цифра, что в Башкирии довольны качеством медпомощи всего 48% жителей. Откуда такой пессимизм у народа?

- Эту цифру ещё натянули! На самом деле гораздо меньше – процентов 15, может. А все дело в том, что только в России, а ещё в ряде коррумпированных африканских стран существует система, где каждое ведомство имеет свою больницу. Железнодорожники, эфэсэбэшники, эмвэдэшники – у всех свои медицинские учреждения. И у руководства есть личные белые палаты. Даже ни один глава районной администрации у себя в райбольнице не лечится. Чиновники живут и болеют в другом мире. Откуда они будут знать, что творится в наших больницах? Что в эти нашпигованные мудрёной техникой медцентры не попасть, что в поликлиниках надо очередь с 5 утра занимать. Положить этого главу рядом со своими односельчанами, где лежат 20 человек в одной палате, а на обед выдают селедку с манной кашей, вот тогда может что-то сдвинется.

- В республику на днях завезли 11 передвижных поликлиник на КамАЗах. Сделают ли они медпомощь ближе к сельчанам?

- Задумка в целом – во! Но был однажды похожий эксперимент с офтальмологическими передвижными комплексами. Тоже начиналось с бравых обещаний, что вс ё это бесплатно, а через некоторое время, смотрю, уже за деньги ездят. За бензин, за запчасти ведь платить надо. Попомните мои слова: выяснится, что в этих КамАЗах диагностика-то бесплатна, только надо за этот материал доплатить, за тот, за дополнительное исследование… А разве эта махина помчится на помощь, если у человека из отдалённой деревни случится приступ? Первую помощь должен оказать находящийся в шаговой доступности фельдшер, участковый врач. А этих специалистов там нет! И никакими миллионами их не заманишь, если оклад минимальный.

«Нацпроекты», «модернизация», «оптимизация» - такие лозунги кидают в народ, когда хотят охмурить его. Зачем закупать дорогое оборудование, если на нём некому работать? Было всегда и есть – до 30% дорогой аппаратуры в больницах пылится на складах, а те, которые успели установить, не работают из-за отсутствия запчастей.

Благодарность не взятка

- Есть такое известное сталинское изречение: «Хорошего врача народ прокормит, а плохому и этого хватит». Как вы считаете, актуально оно для нашего времени?

- Очень даже. Народ кормит и будет кормить врача. И это не взятка, это человеческое «спасибо». Видите у моей двери табличку с надписью – «Благодарность – результат высокого нравственного развития человека». Я оперировал человека, избавил его от боли. Что плохого, если он из своих пятидесяти гусей выделит мне одного? А у нас милиция на этом планы свои выполняет. Был случай в одном из районов Башкирии: акушер-гинеколог сделал сложнейшую операцию женщине. Её муж принёс врачу два мешка картошки. А внутри записка - «Взятка». Мурыжили-мурыжили его, а потом отпустили. А он махнул рукой и уехал в другой район, остались женщины без опытного акушера-гинеколога. В другом районе травматологу пациент меченые деньги в висящий на стене халат засунул… В развитых странах благодарность является законной формой поощрения труда врача. Я должен был лететь недавно в Ганновер на операцию. Меня сразу предупредили: 45 000 евро вы платите больнице, а 3 500 лично врачу в руки. И это правильно: почему врач с 40-летним стажем должен получать столько же, сколько молодой, ещё не державший скальпель? Другой вопрос, что да, есть нечистоплотные врачи, которые ничего из себя не представляют и смеют требовать у пациента плату.

- Власти считают, что достаточно подняли зарплату врачам, чтобы они приветливо улыбались пациентам и не тянули из них денег…

- Лапшу нам вешают! Вы знаете, откуда берется зарплата в 25 000-30 000 в чиновничьих отчётах? Я вам опишу. Хирург с окладом в 6 500 рублей, чтобы прокормить семью, устраивается на полторы или две ставки, берет в месяц 8 дежурств. В 8 утра приходит в больницу, обходит больных, идёт на утреннюю конференцию. В 9 утра операция – через 2-3 часа он выходит оттуда, уставший, потерявший пару килограммов веса. Успевает только чай попить, а уже надо идти с обходом по палатам. А это 25 больных. Потом перевязки. К 4 часам уходит в поликлинику – а там очереди, сыр-бор. В 6 часов возвращается в больницу и приступает к дежурству. С утра снова эта карусель. Так он зарабатывает свои «большие» деньги, о которых отчитываются чиновники.

В вуз только после медколледжа

- Вы упомянули о своем опыте заграничного лечения – значит, не доверяете местным докторам?

- Мне предложили ехать на операцию в Германию, но я не согласился. Зачем переплачивать, если там будет лечить тот же самый выходец из России? А народ уезжает: на 47% увеличилось количество лечащихся за границей. Потому что веры нет в наших врачей.

- А как вы оцениваете уровень подготовки сегодняшних студентов медуниверситета?

- Я никогда не пойду лечиться к ним и близких не пущу. Только у знакомых докторов, в которых уверен. Студенты все шпаргалят. До единого. Раньше я сидел во время итоговых экзаменов. Приносит кандидат на красный диплом исписанный от и до листок – там все идеально, хоть лекцию по нему читай. Я достаю чистый лист и говорю – нарисуй большой и малый круг кровообращения. Из 10 отличников один, может, нарисует правильно. А это ведь программа 6 класса! А остальные члены комиссии начинают меня уговаривать, чтобы я не заваливал студента. Я махнул рукой и не хожу на экзамены теперь.

- Страшно становится идти к врачам! Как же изменить ситуацию?

- Сегодня медуниверситет принимает тысячи студентов, при этом 52% из них – ставленники глав районов, приходящие по целевым направлениям. То есть «двоечники», которым не светит место в вузе на общих основаниях. Все самые лучшие - умницы, которые получили на ЕГЭ высокие баллы, уезжают в Москву, Питер, Казань, потому что у нас все места забиты льготниками. И мы остаёмся в дураках. Надо, во-первых, систему целевого приёма отменить, всё равно от неё толку нет – выпускники не едут в район обратно и ничего им за это не бывает. Во-вторых, набирать студентов только после окончания медколледжа! Я когда был ректором, анкетировал выпускавшихся студентов и задавал вопрос: «Не разочаровались ли они в своей профессии?» 95% из тех, кто поступил в вуз после школы, сказали, что ошиблись в выборе! Представляете, сколько человек будут работать врачами, ненавидя свою профессию? Это же катастрофа! А вот из тех выпускников, кто пришёл после медколледжа, 99% сказали, что они на правильном пути. Пусть молодые люди пройдут сначала техникум, чтобы понять, их это выбор или родителей, а заодно научатся шприц в руках держать. Когда в вуз начнут приходить не случайные люди, отпадёт и вопрос с увеличением набора абитуриентов, потому что процент остающихся в медицине вырастёт. Врач – товар штучный, а у нас сейчас в группах по 15 человек вместо положенных 5-6. Такую ораву ни в одну операционную не пускают, ни в перевязочную. В итоге выходят врачи, даже ни разу не видевшие больного.

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №22, 2013).

Айгуль МУСИНА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Здоровье»:

 
Башкирия: Кто защитит фельдшера от пациента?
Уникальная операция в Салавате ( Башкирия): девушка станет стройной и сможет свободно дышать
Маме сказали: Аня умрет, рожайте другого ребенка
Ударим спортом по диабету
Аня будет дышать без боли
Мечта: вдохнуть без боли