С обнажённым сердцем: поэтесса Марианна Плотникова из Уфы - о критике, публике и о себе

22 ноября 2012

22 ноября 2012.

В свои 28 лет поэтесса Марианна Плотникова – одна из немногих литературных фигур, добившаяся признания за пределами нашей республики. Первый лауреат премии «Поэтический дебют», лауреат премии московского журнала «новая юность». В этом году её поэтический сборник  «Уходя, не шуми» издан в Москве в поэтической серии клуба «Классики ХХI века».


*  *  *
полюби меня жизнь
таким как есть
пока я весь
пока мама здесь
пока голуби в парке стаей
и пломбир еще не растаял
лужи трещинки мел на асфальте
 
полюбила и хватит

Из сборника  «Уходя, не шуми»

Сначала гастроли, премьера – потом

- Совсем недавно в одном из салаватских клубов прошёл премьерный показ вашего моноспектакля «Снизу Вверх». Каково это – оставаться один на один с аудиторией?

- Это больше похоже на театр одного актера. Всё, включая звук, освещение, стилистику и другие детали, - моя задумка. За кулисами помогает звукорежиссёр. Но под моим руководством. Стихи стараюсь не репетировать. Когда я читаю, взаимодействую со зрителями. Но могу при этом находиться в себе, в своём особенном состоянии.

- А почему не в Уфе?

- Ну, я так шучу, что это в лучших бродвейских традициях – ставить спектакли сначала в провинциях, а после – в столице. В начале гастроли, а после – премьера.

- Молодым вообще есть где заявить о себе?

- У нас в Уфе есть литературный журнал «Бельские просторы». Те, кому, например, интересны эссе и критика, могут попробовать свои силы, отправив свои творения в журнал «Гипертекст». Вот мне в каком-то смысле повезло. Когда в первый раз пришла читать свои стихи в литературное объединение УФЛИ, ко мне подошли редакторы и прямо спросили – «Где ваши рукописи, девушка?» Так и начали печатать. А позже в «Просторах» я стала лауреатом премии по поэзии. Вообще, я бы посоветовала набиваться на личную встречу с редактором, а также принимать участие в различных творческих встречах.

- Вы имеете ввиду поэтические вечера, популярные сегодня в среде уфимской творческой молодежи?

- В том числе и их. В последние два года появляется всё больше молодых авторов – в особенности, поэтов. Какое-то стихийное явление. Их и можно встретить на подобных мероприятиях.

- А где вы собираетесь?

- Большинство из таких встреч организует куратор галереи «X-MAX» Кристина Абрамичева, у неё и собираемся. А вообще, по-разному. Один из последних поэтических боксов, которые организует журнал «Бельские просторы», например, состоялся в Молодёжном театре. Это своего рода литературные поединки поэтов.

Поэзия с подтекстом

- В некоторых кругах большую известность приобрели так называемые квартирники поэтов с несколько эротическим подтекстом…

- Это было единственное камерное мероприятие и изначально мы не планировали выносить это на всеобщее обозрение. Да, некоторые из присутствующих юношей и девушек раздевались, но всё было достаточно пристойно. Никакой пошлости. Это своего рода игра в аналогию: читая свои стихи, обнажая душу, мы параллельно обнажаем и тело. Кстати, среди зрителей был и представитель старшего поколения, весьма уважаемый человек в нашем уфимском литературном сообществе  - издатель Салават Вахитов. Он хорошо отозвался о мероприятии – мол, ничего такого вульгарного, всего лишь театрализованная игра. Да и публика воспринимала нас правильно.

- Но с критикой вам столкнуться всё же пришлось?

- Да. И мне непонятны абсолютно претензии в мой адрес по поводу того, чем и как я занимаюсь. Тем более, когда они исходят от людей, с которыми мы одно время взаимодействовали в едином литературном процессе. Это один из представителей корифеев башкирской литературы. В частности, его высказывания о том, что якобы к поэзии подобное не имеет никакого отношения, и за неё я выдаю дешёвый гламур. Тут дело в ханжестве, на мой взгляд. Мне, например, известны такие литературные посиделки, где после совместных попоек устраивались драки. А у нас алкоголь, к слову, был категорически запрещён. А мне говорят – развратно, мерзко, грязно… И после смело обсуждают мои фотографии в сети. Конечно, подобные высказывания ранят. Но критику надо выдерживать. И вот что главное - если тебя можно взять и растоптать, то незачем вообще заниматься поэзией. Я свой путь выбрала сама и очень им дорожу. В конце концов, я взрослый человек и делаю то, что хочу. И верю до сих пор, что поэт может изменить мир и  сделать его лучше.

- Сами бы вы как описали свою поэзию?

- Искренняя, в первую очередь. Я по-другому не умею. Для меня душа и тело неотделимы – отсюда много физиологизмов в стихах. С этим мнением со мной многие не согласны, называя подобное состояние чересчур приземлённым.

- А чужую читаете?

- Чаще прозу, как ни странно. Последнее, что прочла – новый роман Игоря Савельева. С ним, кстати, в декабре готовим совместную презентацию книг.

- Семь лет вы учились и работали в Петербурге. Но снова вернулись в Уфу. Чем не приглянулась культурная столица?

 - Климатом. Да и в личной жизни произошли перемены… Вышла замуж, родила сына. А потом мы с мужем расстались. И я решила, что нам с ребёнком лучше будет дома, в Уфе.

 - А вообще вы влюбчивы?

 - Честно признаться, я редко испытываю сильные чувства. У меня были тяжёлые отношения, которые печально закончились. Но благодаря ним у меня появилось столько энергии для творчества… Это моя первая любовь. С ним мы дружили в 15 лет. И спустя годы встретились вновь. И тут на нас чувства нахлынули как ураганом… Но рано или поздно приходится выбирать между сумасшедшими эмоциями и крепкой привязанностью друг к другу. Дело, наверное, в темпераменте. Но я считаю, что человек должен обязательно меняться. Сейчас живу более свободно. Главное, что всегда находятся мужчины, способные меня вдохновить.

- Творчеством на хлеб и зарабатываете? Вам хватает на жизнь?

 - Да так себе (смеётся). Верю, что спектакль привлечёт внимание спонсоров, станет известным. Идей у меня много. А вообще я работаю по специальности, дизайнером.

- Книги свои сами оформляете?

- Дизайн тех, что вышли в Уфе, я прорабатывала сама. А последнюю книгу, вышедшую в Москве, оформляли столичные редакторы.

- А над чем работаете сейчас?

- Помимо уже вышеупомянутой презентации, дорабатываю спектакль – скоро покажу его Уфе. Сотрудничаю с уфимским режиссёром Евгением Крупиным, недавно снялась в его короткометражке в рамках фестиваля «Кинозрение». Сейчас работаем с ним ещё над одним, где я снимаюсь в главной роли и читаю свои стихи за кадром. И продолжаю писать…

ДОСЬЕ

Марианна Плотникова родилась в 1984 г. в Уфе. В 2007 окончила Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики по специальности дизайнер. Лонг-лист премии «Литературрентген» (2009), лауреат премии журнала «Бельские просторы» в номинации «Поэзия» за 2009 год, лауреат премии «Новая юность» (2012). Автор книг «Насекомия» (2009), «Умеренно влажно» (2011), «Уходя, не шуми» (2012).

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №47, 2012)

 

Надежда ВАЛИТОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Обстановка дома-музея С.Т. Аксакова доносит до посетителей дух уфимской старины
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу