Башкирия: Главному памятнику республики исполняется 50 лет

1 ноября 2017

1 ноября 2017.

17 ноября 1967 года состоялось открытие памятника Салавату Юлаеву, который стал главной достопримечательностью Уфы. А для его автора – скульптора Сосланбека Тавасиева – он оказался, пожалуй, главным творением в жизни.

Для Сосланбека Тавасиева «Салават Юлаев» стал главным творением в жизни.

«Будь как Салават»

Впервые о народном герое Башкирии Сосланбек Тавасиев услышал, будучи в Стерлибашевском районе, куда был эвакуирован в годы войны. Клара Тухватуллина (министр культуры республики в 1965-1969 гг. – Ред.) вспоминала, что скульптор заметил, как, провожая на фронт молодых сельчан, старшие говорили: «Будь как Салават». Сосланбек Дафаевич заинтересовался этим образом, стал изучать архивные материалы и народный фольклор, его захватила идея увековечить память национального героя. Как это – во всей республике нет полноценного памятника Салавату!

С самого начала у него в голове возник образ именно всадника на коне. Он решил увековечить в камне момент, когда Салават принял решение примкнуть к Пугачёву и поддержать народное восстание.

«Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утёсе осадил разгорячённого коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к царю-атаману» - так описывают во многих источниках получившийся образ.

Макет в театре

Работал Тавасиев над скульптурой четверть века. За этот период он внёс несколько технических новшеств в процесс создания скульптур. Вот что написал автор в автобиографии:

«Впервые в истории проделана большая работа по анатомированию лошади в любой заданной композиции всей фигуры лошади. Разработан механизированный каркас человека и лошади, дающий возможность в любой стадии работы вносить поправки и изменения, не нарушая всей проделанной работы, - это сильно улучшает художественные качества скульптуры и намного сокращает время работы. Данный каркас может быть использован при сооружении скульптур любого масштаба.

Тогда же сконструирован вращающийся мост, по которому ходит каретка - рабочее место, - благодаря чему автор может работать без громоздких лесов, с правом вращения вокруг скульптуры, поднимаясь и спускаясь в любом месте».

Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего Тавасиев привез её в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета, чтобы каждый желающий мог прийти, оценить и внести свои предложения по улучшению. Известно, что именно после высказанных замечаний одной из жительниц Уфы скульптор поработал над тем, чтобы сделать образ Салавата более мужественным.

Должен стоять на круче

Почти 10-метровая скульптура была отлита на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала использован бронзированный чугун.

Насчёт места установки долго шли споры. Предлагались то район горсовета, то кольцо на Центральном рынке. А автор хотел на круче, чтобы видно было издалека – с пароходов, с поездов. Клара Тухватуллина, вступившая на должность министра культуры в 1965 году, поддержала скульптора. Совместно с другими чиновниками удалось добиться выделения места, который присмотрел Тавасиев. Так в 1967 году на высоком берегу реки Белой появился памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву.

За эту работу Сосланбек Тавасиев получил звание Народного художника БАССР. А также награжден золотой медалью Академии художеств, позже – Госпремией СССР.

Комментарий

Ростан ТАВАСИЕВ, внук:

-Для меня и для моей семьи это радостная дата. Всё на свете меняется, судьбы памятников, установленных в советское время, складываются по-разному. А дедушкин памятник любят. Действительно искренне любят. Это редко не только для памятников советского времени, но и для крупных монументов вообще. Те люди, которые знали моего деда, рассказывали о его необычайной физической силе, о личном обаянии, самоотверженном трудолюбии и целеустремленности. К сожалению, знавшие его люди постепенно уходят. Но, что бы ни рассказывали, достовернее всего дела, оставшиеся после человека. В наследие от него остался памятник. Это красноречивее многих рассказов.

Кстати

- Высота скульптуры 9,8 м, с постаментом — 14 м.

- Сделан из бронзированного чугуна, постамент – гранитный.

- При весе в 40 тонн у него всего три опорные точки.

- Самая большая конная статуя в Европе.

- Самое посещаемое место новобрачными.

- Один из гипсовых макетов до сих пор стоит на семейной даче Тавасиевых в Подмосковье.

 

 Фото из личного архива

Светлана Истомина, Дмитрий Саламатин


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу